?

Log in

No account? Create an account
Регресс как потребность или не хочу быть взрослым. - Журнал психотерапевта Ильи Грудовика. Минск. Беларусь.
megavolt_ex
megavolt_ex
Регресс как потребность или не хочу быть взрослым.

Выскажу несколько нестандартную гипотезу: регресс - не бегство от невыносимой реальности в детство, не защитный механизм, а потребность. Потребность быть маленьким.

В чём принципиальная разница? Я её вижу в том, что защиты не пускают меня туда, куда я хочу. Т.е. я хочу быть взрослыми, но не справляюсь, и срабатывает защита. Если же мы не хотим быть взрослыми, то быть маленькими - это уже потребность.

Давайте разбираться. Стандартное определение звучит так: "Регрессия (лат. Regressus -- обратное движение) -- защитный механизм, являющийся формой психологического приспособления в ситуации конфликта или тревоги, когда человек бессознательно прибегает к более ранним, менее зрелым и менее адекватным образцам поведения, которые кажутся ему гарантирующими защиту и безопасность. В основе этой защиты лежит объективный факт, что маленького ребёнка люди обычно склонны защищать в большей степени, чем взрослого человека."

Рассмотрим это явление на примере инфантильно ведущего себя человека. Т.е. человека, который внешне выглядит взрослым, но ведёт себя далеко не по-взрослому. Если верить определению, то чем тревожней ситуация, тем больше человек должен убегать в детство. Однако, если рассматривать типового инфантила, например в семье, выясняется, что он, до того как убежать в детство, обеспечивает некий уровень базовых потребностей. А именно: еда, кров, ненапряжная работа и пр.... Т.е. если считать регресс защитным механизмом, то он должен включаться в самое сложное время, а именно, когда нету ни денег, ни еды и пр.

Но реальные наблюдения показывают, что наш подопытный вначале обеспечил некий минимальный уровень комфорта для себя и возможно для своей семьи, жены, детей и только после этого свалился в детство. Логично предположить, что уход в детство не защита, а потребность, которая актуализируется, как только закрыты минимальные потребности в выживании. И это самая важная потребность после потребности в выживании.

И потребность во взрослении не появится до тех пор, пока не будут закрыты все детские потребности, или пока не будет пережита невозможность их реализации.

Включение регресса в детство в сложных ситуациях можно объяснить как отказ играть по правилам. Т.е. не получается у меня то, что от меня требует общество и родители и никак я легально не могу получить право быть ребёнком, значит, я просто возьму и буду играть здесь и сейчас...
  • Это включается, например, когда сроки поджимают. И звучит мотив: "ай, всё равно не успеем - давай поиграем/выпьем/..."
  • Или "денег на квартиру/машину все равно не хватает, так давай их сейчас прогуляем" ...


Предвидя возражение, что мол этот самый взрослый вроде бы провозглашает то, что он быть взрослым хочет и дела взрослые делать хочет. Но, во-первых, весьма стыдно признать, что я хочу быть маленьким. Во-вторых, если внимательно послушать зачем быть взрослым, вдруг выясняется, что как раз для того, чтобы быть маленьким.

Например:
  • хочу много денег, чтобы ничего не делать.
  • Вот сделаю всё и смогу отдохнуть.
  • Вот только вырастут дети, и я точно займусь тем, что давно хотел и пр....
  • Вот выйду замуж, и от меня отстанут родители, и я буду делать, что хочу...
  • Вот найду принца на белом коне ....

Т.е. по сути это речь ребёнка, который продолжает мечтать о возможности быть маленьким без давления извне. Сделать то, что от него хотят родители, и наконец-то наиграться вволю в самые большие и классные игрушки.
(c) Илья Грудовик. Личный психотерапевт, психолог. Минск. Беларусь.

Метки: , ,

36 комментариев or Оставить комментарий
Comments
nistashka From: nistashka Date: Июнь, 28, 2011 09:44 (UTC) (Ссылка)
Допустим, обеспечен минимальный уровень необходимого на ближайший день. Имеет место регресс - инфантильное поведение на фоне недавно пережитого стресса (авария) плюс общее состояние "колбасит". Если убрать мин. уровень комфорта - возможно ли возвращение к адекватному состоянию?
megavolt_ex From: megavolt_ex Date: Июнь, 28, 2011 10:26 (UTC) (Ссылка)
Я думаю да. Жрать захочется и детство как рукой снимет. Другой вопрос что это на мой взгляд не выход :( Ибо потребность то останется. И по моему проще искать как закрыть потребность чем вот так от неё уходить :(
naftale From: naftale Date: Июнь, 28, 2011 09:50 (UTC) (Ссылка)
Интересно...
/задумчиво/)
megavolt_ex From: megavolt_ex Date: Июнь, 28, 2011 10:26 (UTC) (Ссылка)
:)
splav_stali From: splav_stali Date: Июнь, 28, 2011 15:17 (UTC) (Ссылка)
"..потребность во взрослении не появится до тех пор, пока не будут закрыты все детские потребности, или пока не будет пережита невозможность их реализации."
Очень емкая фраза. Для меня очень в тему.
Недавно возникла потребность разобрать свои детские нереализованные потребности и непережитые эмоции по ним. Вот и занимаюсь этим потихоньку :) А там почему-то столько всего..
megavolt_ex From: megavolt_ex Date: Июнь, 28, 2011 17:27 (UTC) (Ссылка)
Ага не у всех было хорошее детство где можно было быть ребёнком. :(
greenhare80 From: greenhare80 Date: Июнь, 28, 2011 16:11 (UTC) (Ссылка)
Очень здорово!!! Хочется пожелать всем такого осознания!!!! А так как приходит оно в результате работы над собой, то тут-то все и срастется)))
megavolt_ex From: megavolt_ex Date: Июнь, 28, 2011 17:28 (UTC) (Ссылка)
:)))))) Спасибо :)
From: annwonder Date: Июнь, 28, 2011 16:14 (UTC) (Ссылка)
Очень, очень мудро! А развитие мысли будет?
megavolt_ex From: megavolt_ex Date: Июнь, 28, 2011 17:29 (UTC) (Ссылка)
Хм... Озадачился дае :) А куда её можно развивать дальше? В какую сторону тебе бы было интересно? :)
anastasiya_um From: anastasiya_um Date: Июнь, 28, 2011 17:29 (UTC) (Ссылка)
Привет.
Для меня регрессия это про потребность в безопасности. А ведь она обеспечивается далеко не минимальным комфортом. Например, имея хороший заработок и семью, человек может все равно чувствовать себя очень неуютно в ряде ситуаций. И в этих ситуациях, на фоне общегоблагополучия может регресснуть. Другое дело в осознаннсти. Как защита регресс часто не осознанна. А понимание и заявление "хочу быть маленьким" к осознанности ближе.
megavolt_ex From: megavolt_ex Date: Июнь, 28, 2011 17:32 (UTC) (Ссылка)
Я скорее делал акцент на том что регрес это не защита а потребность и как следствие к неё совершенно другое отношение :)
dvornickus From: dvornickus Date: Июнь, 30, 2011 21:18 (UTC) (Ссылка)
о, интересная темка. Актуальная я бы даже сказал :).

Но мне твой подход как-то не очень отзывается. Для меня защита прежде всего означает отсутствие выбора, автоматическую реакцию. И важно как раз дойти до того, чтобы этот автоматизм исчез, появился выбор. Мне сложно представить сейчас конкретную ситуацию регресса, но по-моему там никакого выбора нет. Типа сейчас три часа поиграюсь в ребенка, а потом закончу. Потребность ли, защита ли - разницы-то, если ты ничего сделать не можешь.

И по сути любое поведение, в том числе и инфантильное :), это все же наверное способ реализовать какую-то потребность, а не сама потребность.
megavolt_ex From: megavolt_ex Date: Июль, 1, 2011 06:47 (UTC) (Ссылка)
Я говорю про то что в случае регресса ни о каком автоматизме и выборе речи нету. Регресс это по сути некое желание как поесть например.
ameli39 From: ameli39 Date: Июль, 1, 2011 11:01 (UTC) (Ссылка)
Мне кажется, что здесь( в определении того, что такое регрессия, взятого из словаря и в твоём описании) речь идёт о двух принципиально разных моделях поведения.
Регрессия, как способ снизить внутреннюю тревогу - это одно. Регрессия же, как осознанный выбор побыть какое то время ребёнком - это другое. В первом случае - это бессознательная психологическая защита. Во втором случае - это осознанный выбор человека " Хочу и буду".
Чаще всего, когда речь идёт о психологической защите, она включается, минуя сознание и свободный выбор человека. Это механизм усвоенный с раннего детства и работающий на автомате.
В содержании же твоего поста я вижу описание не психологической защиты, а описание выбора, который вполне сознательно может делать взрослый человек.
megavolt_ex From: megavolt_ex Date: Июль, 1, 2011 13:42 (UTC) (Ссылка)
Я говорил как раз о несознательном механизме. Который я предположил равен сознательному. Т.е. нету двух механихмов есть один.
ogibbion From: ogibbion Date: Август, 18, 2011 16:01 (UTC) (Ссылка)
Очень вкусная мысль. только вот как-то совершенно не верится, что ВСЕ детские потребности могут быть закрыты.
megavolt_ex From: megavolt_ex Date: Август, 18, 2011 20:34 (UTC) (Ссылка)
Я считаю что это взрослая потребность. Т.е. взрослому для чего то нужно побыть маленьким.

А на счёт закрыть все потребности... зависит от уровня травмированности. Впринципе всё реально вопрос только в количестве часов личной терапии :)
nasse From: nasse Date: Январь, 23, 2014 19:36 (UTC) (Ссылка)
Подозреваю, что не "быть маленьким" как таковое, а какой-то конкретный бонус, который из "взрослого" состояния не получишь.
Например, быть любимым. Испытывать эмоции. Не быть тревожным. Не тащить на себе окружающих.
megavolt_ex From: megavolt_ex Date: Январь, 23, 2014 21:04 (UTC) (Ссылка)
Да. Могут быть эти варианты а может быть ещё чт нибудь. Например возвращение к какому то недопережитому моменту в детстве. Или к моменту когда всё было хорошо и там можно взять ресурс.
36 комментариев or Оставить комментарий