?

Log in

No account? Create an account
Про следователя и адвоката в терапии. - Журнал психотерапевта Ильи Грудовика. Минск. Беларусь.
megavolt_ex
megavolt_ex
Про следователя и адвоката в терапии.
В ЖЖ переписке столкнулся с таким упрёком: "То, что ты практикующий психолог и допускаешь такие мысли, меня в шок приводит. Но надеюсь, что потенциальные клиенты твои комментарии прочитают и подумают."

Вот я и подумал, а пусть клиенты прочтут и подумают.

Техника безопасности:
1. Я не пытаюсь оправдать, защитить, отмазать от ответственности и пр... кого либо.
2. Если вы подвергались насилию, тема для вас может быть травмоопасной и возможно стоит её пропустить.



Сам диалог: читать в оригинале

Оппонент: "Проблема указана в статье - культура, которая дает мужчинам "добро" на такое поведение." (в статье шла речь про насилие отцов над детьми.)
Мои слова вызвавшие вышеописанный упрёк: "Не соглашусь :( По описаниям весьма чётко видно что они не могли устоять. И культура появляется уже в оправданиях. Реально же они удовлетворяли некую потребность. Может быть даже быть любимыми. И в этом они очень похоже на алкоголиков или тех, кто заедает. Т.е. это по описанию больше похоже на поведение зависимого, чем на то, что общество их как-то к этому подталкивает."

Для начала немного теории.


В работе психотерапевта возможны две стратегии. Стратегия адвоката и стратегия следователя.

Возьмём для примера человека, который устроил пожар в своём доме.

Стратегия следователя:
Задача следователя найти причину. Например доказать что причиной пожара стала невнимательность, не соблюдение правил пожарной безопасности и пр... И донести это до клиента. Мол, соблюдай правила пожарной безопасности и всё будет хорошо.

Стратегия адвоката:
Задача адвоката понять всю картину, которая привела к ситуации. И может выясниться, что перед ситуацией клиент был очень уставший, от него при этом ушел близкий человек. Т.е. задача увидеть живого человека.

В работе терапевт должен быть адвокатом. Он должен уметь увидеть в клиенте человека, чтобы он в реальности не совершил. Не важно кто он насильник или просто алкоголик, который держит всю семью в страхе, убийца или просто человек, который поддался соблазнам и изменил своему партнёру. Если терапевт не может сохранить позицию адвоката - он превращается в следователя и приобщается ко всему оставшемуся обществу. И начинает рассказывать алкоголику что вся его проблема в том, что он пьёт. Но что-то мне подсказывает, что про это ему уже рассказали все, кто может. Начиная от жены и заканчивая друзьями и коллегами на работе.

Как только терапевт становиться следователем он тут же перестаёт быть эффективным. Клиент уходит в глухую защиту. В ту же, которую он использует в своей обычной жизни.

И по этому отвечая на высказанную претензию, я хочу сказать, что умение видеть в другом в первую очередь живого человека это важнейшее умение терапевта. Человек, совершивший любой проступок, не перестаёт быть человеком, если этот поступок считается преступлением. За этот поступок он понесёт своё положенное наказание. И не задача терапевта его судить. Задача терапевта как раз понять его, его мотивы и причины, которые привели к тому, что человек не смог найти социально приемлемый путь удовлетворения своих потребностей. Найти пути и ресурсы, для того чтобы дальше человек мог жить в обществе, не нарушая его законы. А если найденные причины возможно предотвратить, то и рассказать другим как уменьшить число людей для которых преступление является единственным выходом.


(c) Илья Грудовик. Частный психолог. Минск. Беларусь.

Метки: , ,

17 комментариев or Оставить комментарий
Comments
lual From: lual Date: Январь, 29, 2013 12:27 (UTC) (Ссылка)
Ты смешиваешь несмешаемое и подменяешь понятия.

Цит:
"Сле́дователь в уголовно-процессуальном праве — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством.
Предварительное следствие — одна из двух форм предварительного (досудебного) расследования преступлений (наряду с дознанием) по Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации.
По своей сути предварительное следствие является процессуальной деятельностью, направленной на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, перечень которых указан в статье 73 Уголовно-процессуального кодекса РФ".

Итого, задача следователя - установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.
Воспитывать взрослых людей - "делай то/не делай этого" в задачи следователя не входит.

Цит:
"Адвокат — лицо, профессией которого является оказание квалифицированной юридической помощи физическим лицам (гражданам, лицам без гражданства) и юридическим лицам (организациям), в том числе защита их интересов и прав в суде".

Итого, задача адвоката - защита интересов клиента.

При этом в процессе есть ещё и третье лицо - судья, который, собственно, и выносит вердикт о виновности/невиновности и определяет уровень наказания в соответствии с действующим законодательством.
Следователь не судит, он просто собирает факты, готовит доказательную базу. Судит - судья.

Терапевт - это другая профессия(с), которая не имеет ничего общего с уголовно-исполнительной системой, терминами которой ты зачем-то пытаешься оперировать.


megavolt_ex From: megavolt_ex Date: Январь, 29, 2013 12:39 (UTC) (Ссылка)
Есть альтернативные название этих двух позиций?
lual From: lual Date: Январь, 29, 2013 13:01 (UTC) (Ссылка)
Ну, если задаться целью и долго напрягать мозги, то аналогии, может, и можно придумать, вот только для чего?
У терапевта позиция - терапевтическая - нейтрально-аналитически-сотрудничающая, зачем множить сущности?
megavolt_ex From: megavolt_ex Date: Январь, 29, 2013 13:11 (UTC) (Ссылка)
Да вот чего то захотелось наплодить :)
lual From: lual Date: Январь, 29, 2013 15:03 (UTC) (Ссылка)
Кстати, ты в обсуждении под исходным постом причинами явления интересовался; тебе это всё еще интересно?
megavolt_ex From: megavolt_ex Date: Январь, 29, 2013 15:36 (UTC) (Ссылка)
Конечно :) Если ты обрисуешь доступно картинку буду тебе очень благодарен.
lual From: lual Date: Январь, 29, 2013 18:18 (UTC) (Ссылка)
Генетика + воспитание, вернее, его отсутствие.
Врожденно сильный садистический драйв, дающий в параллель низкую способность к эмпатии, либо её отсутствие и низкая фрустрационная толерантность, не скомпенсированные воспитанием и обучением, дающим возможность сублимировать врожденные драйвы в общественно полезной деятельности и чёткими настройками на "нельзя потому что нельзя".
megavolt_ex From: megavolt_ex Date: Январь, 30, 2013 13:03 (UTC) (Ссылка)
Врождённый садистический драйв это как? Родился маленький ребёнок который уже с пелёнок получал удовольствие от того что делал другим плохо?

"нельзя потому что нельзя".

Свойственно ли для этих людей нарушение и других социальных запретов? Ведь по логике раз они не понимают что такое нельзя значит они должны быть и в других областях такими же нарушителями.
yurvor From: yurvor Date: Январь, 29, 2013 17:13 (UTC) (Ссылка)
Думаю, что эти слова можно рассматривать как аллегории, которые, конечно, не точны, но идею автора всё-таки выражают.
yurvor From: yurvor Date: Январь, 29, 2013 17:12 (UTC) (Ссылка)
Да, да, спасибо, что напоминаешь.

Правда, я бы тоже не называл эту позицию адвокатом. Не знаю, как правильно назвать - пусть просто будет описанием.
megavolt_ex From: megavolt_ex Date: Январь, 30, 2013 12:55 (UTC) (Ссылка)
:)
night_jest From: night_jest Date: Февраль, 3, 2013 12:18 (UTC) (Ссылка)
Классно подобрал метафоры. Когда чтитал про следователя, вспомнил то, что нам рассказывали про "бум-бум Гештальт".
megavolt_ex From: megavolt_ex Date: Февраль, 3, 2013 18:18 (UTC) (Ссылка)
Спасибо :)

А что рассказывали?
night_jest From: night_jest Date: Февраль, 3, 2013 21:40 (UTC) (Ссылка)
Ира нам рассказывала, что они обещают одним махом решить проблему. Переодически на разборе сессий, рассказывает как бы сделали бы они, и почему она делает по другому. А ещё она говорила, что они работают с симптомами, а не с причинами.
P.S. Как-то сумбурно написал.
megavolt_ex From: megavolt_ex Date: Февраль, 4, 2013 07:19 (UTC) (Ссылка)
Ну так да симптом запросто можно за одну сессию убрать. Только вот завтра он вылезет в другом месте :( И так можно до бесконечности :(
night_jest From: night_jest Date: Февраль, 5, 2013 06:50 (UTC) (Ссылка)
Примерно так и объясняют + т.к. не устранена причина, то симптом может там же появится снова.
megavolt_ex From: megavolt_ex Date: Февраль, 5, 2013 06:53 (UTC) (Ссылка)
Угу :(
17 комментариев or Оставить комментарий